ЮВЕНТУС
Футбольный Клуб Ювентус был основан в 1897 году в Турине и с тех пор он стал самой успешной итальянской командой, 27 раз выигравшей итальянскую лигу, 9 раз кубок и к 2002 стал победителем 10 международных турниров. Ювентус - один из двух клубов (второй - Интер), которым удалось не вылетать в Серию B с момента ее создания в 1930 году, Старая Сеньора всегда имела возможность привлекать в свои ряды игроков высшего класса. Футбольный Клуб Ювентус был основан в 1897 году в Турине и с тех пор он стал самой успешной итальянской командой, 27 раз выигравшей итальянскую лигу, 9 раз кубок и к 2002 стал победителем 10 международных турниров. Ювентус - один из двух клубов (второй - Интер), которым удалось не вылетать в Серию B с момента ее создания в 1930 году, Старая Сеньора всегда имела возможность привлекать в свои ряды игроков высшего класса.
В Юве играли такие игроки, как Джанпьеро Бониперти (он забил 178 голов в 460 матчах), легендарный голкипер Дино Дзофф (он провел 476 игр в период с 1972 по 1983 годы), герой чемпионата мира Паоло Росси, Роберто Баджо, Джанлука Виалли, а также 2 величайших французских футболиста всех времен, Мишель Платини и Зинедин Зидан.
Однако клубу пришлось ждать до 70-ых, чтобы продемонстрировать свою полную силу на европейской арене, первая победа Юве была в 1977 году в кубке УЕФА, в финале они обыграли Атлетик Бильбао. В 1984 году в Кубке Кубков был повержен Порто со счетом 2-1. К сожалению, первый триумф в Кубке Европейских Чемпионов был омрачен смертью 39 итальянских Фанов в 1985 году перед финальным матчем с Ливерпулем, на стадионе Хюссель в Брюсселе. Однако Ювентусу таки удалось с полной радостью отпраздновать победу в 1996 году, когда они, наконец, повторили свой успех, победив Аякс по пенальти в финале Лиги Чемпионов. В тот момент Ювентус был в отличной форме и на протяжении следующих двух лет доходил до финала Лиги Чемпионов, правда, только лишь для того, чтобы оба их проиграть, в 1997 году Дортмундской Боруссии и Мадридскому Реалу в 1998. В 90х годах Ювентус добавил в свою копилку еще два трофея Кубка УЕФА, обыграв в 1990 году Фиорентину и Дортмундскую Боруссию в 1993. В Серии А Юве отметил в 1997 году свое столетие, выиграв 24ый титул, а уже на будущий год, добавив к нему и 25ый Чемпионов Италии. Правда, последующие два года были для Юве менее удачными. Марчелло Липпи возглавил клуб в качестве тренера в Июне 2001 года, после непродолжительной работы с Интером. И чтобы возродить превосходство как в Италии так и в Европе, он пополнил ряды Ювентуса Джанлуиджи Буффоном и Лилианом Тюрамом из Пармы, а также Павелом Недведом из Лацио и Давидом Трезеге из французского Монако. Успех на международной арене пришел не сразу - в сезоне 2001-02 Ювентус выбыл из борьбы в Лиге Чемпионов уже на втором групповом этапе. Однако сезон все-таки стал для Ювентуса успешным, в последнем туре Серии А, из-за неудачи соперников Ювентус обошел, и Интер, и Рому и вернул Скудетто на Стадио Делле Альпи. Ювентус стал победителем Итальянского Чемпионата и в нынешнем году,а также стал серебрянным призером Лиги Чемпионов 2002/03.
Ювентус (Турин)
Справка
Полное название: Juventus Football Club S.p.A.
Год основания: 1897
Цвета клуба: Футболки черно-белые, трусы черные, гетры черные
Официальный сайт: http://www.juventus.com/
Достижения
• Чемпион Италии * (27 раз): 1905, 1925/26, 1930/31, 1931/32, 1932/33, 1933/34, 1934/35, 1949/50, 1951/52, 1957/58, 1959/60, 1960/61, 1966/67, 1971/72, 1972/73, 1974/75, 1976/77, 1977/78, 1980/81, 1981/82, 1983/84, 1985/86, 1994/95, 1996/97, 1997/98, 2001/02, 2002/03 гг.
• Обладатель Кубка Италии (9 раз): 1937/38, 1941/42, 1958/59, 1959/60, 1964/65, 1978/79, 1982/83, 1989/90, 1994/95 гг.
• Обладатель Суперкубка Италии (3 раза): 1996, 1997, 2002 гг.
• Обладатель Кубка европейских чемпионов (2 раза): 1984/85, 1995/96 гг.
• Обладатель Кубка обладателей кубков (1 раз): 1983/84 гг.
• Обладатель Кубка УЕФА (3 раза): 1976/77, 1989/90, 1992/93 гг.
• Обладатель Суперкубка Европы (2 раза): 1985 (розыгрыш 1984 г.), 1997 (розыгрыш 1996 г.) гг.
• Обладатель Межконтинентального кубка (2 раза): 1985, 1996 гг.
• Обладатель Кубка Интертото (1 раз): 1999 гг.
Рекорды в Серии А
• Наибольшее количество очков: 74 (сезон 1997/98 гг.).
• Наименьшее количество очков: 29 (сезоны 1938/39, 1961/62 гг.).
• Самая крупная домашняя победа: 9-1 над Интером (сезон 1960/61 гг.).
• Самая крупная гостевая победа : 7-0 над Про Патрия (сезон 1950/51 гг.).
• Самое крупное домашнее поражение: 1-7 от Милана (сезон 1949/50 гг.).
• Самое крупное гостевое поражение: 0-6 от Интера (сезон 1953/54 гг.).
• Наибольшее количество матчей: Джампьеро Бониперти, 444 матча.
• Лучший бомбардир: Джампьеро Бониперти, 178 голов.
• Лучший бомбардир в сезоне: Феличе Пласидо Борель II, 32 гола (сезон 1933/34 гг.).
История
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С "САКСОНА"
Эдоардо Бозио, туринец швейцарского происхождения. Коммерсант продающий оптику и фототовары. Один из многих себе подобных. Мог бы кануть в безвестность, как любой другой купчишка. Но один-единственный поступок обессмертил его имя. Поступок, на первый взгляд, пустяковый, малозначительный. И уж, конечно, сам Эдоардо Бозио никак не предполагал, какое исторического масштаба событие он совершает покупая во время одного из своих деловых выездов в Англию такую безделицу, как футбольный мяч. Первый футбольный мяч в истории города Турина.
В анналах футбольной истории сохранилась марка этого мяча - "Саксон". Сохранилась точная дата прибытия "Саксона" в Турин -27 марта 1887 года. Этот же день принято считать днем рождения футбола в городе, поскольку Эдоардо Бозио не положил заморскую диковинку в долгий ящик, а тут же созвал друзей-англичан, работавших в туринском филиале фирмы "Адамс" и уже знакомых с модной британской забавой, и повел их на лужайку. Там и зародилась первая футбольная команда в Турине. Ее было решено назвать "Интернационале".
"ЮВЕНТУС" РОДИЛСЯ ЧЕТВЕРТЫМ
Сейчас трудно представить себе, что когда-то в Турине играли в футбол без "Ювентуса". Правда, недолго. Если "ювентийская" эра насчитывает сто лет, то "доювентийская" была ровно в десять раз короче. Вслед за "Интернационале" в индустриальной столице Италии появилась "Джиннастика Торино", затем - "Торинезе". Все эти клубы не выдержали испытания временем, обветшали и сгинули. И только четвертому детищу была уготована долгая и славная жизнь.
"Ювентус" родился 1 ноября 1897 года на окраине Турина. Сейчас это, конечно, никакая не окраина, а скорее центр, и пейзаж изменился до неузнаваемости. А тогда это была смычка луга Короля Умберто и луга Принца Виктора Эммануэля - любимое место сборищ студентов лицея - гимназии Массимо Д'Адзелья.
Зараженные стремительно набирающим популярность "кальчо", как стали называть футбол в Италии, гимназисты решили создать свой собственный клуб. У многих из них, кроме энтузиазма, не были ни гроша за душой. Необходимость платить взнос - одну лиру в месяц - отпугнула большинство. Меньшинство же самых отважных избрало президентом клуба Эудженио Канфари. Это был хозяин дома, где происходило организационное собрание и одновременно -отец двух братьев Канфари. которые особенно рьяно ратовали за создание клуба.
РОЗОВОЕ МЛАДЕНЧЕСТВО
Подопечные папаши Эудженио были отроками 16-17 лет. Поэтому, когда встал вопрос о названии, "Ювентус", с одной стороны указывающий на возраст членов клуба, а с другой - на их социальный статус (в переводе с латыни - "молодость") был принят "на ура", без малейших возражений.
А дальше наступили суровые будни ежедневной борьбы с экономическими трудностями. Черно-белых цветов, ставших впоследствии визитной карточкой "Ювентуса", поначалу не было и в помине. Дорожащие каждой лирой студиозусы наскребли денег только на самый дешевый комплект формы, который был розового цвета. Только поначалу, поскольку от частых стирок форма постепенно обесцветилась.
В мае 1898 года. когда "Ювентусу" было от роду всего полгода, в Италии состоялся первый футбольный чемпионата. Местом его проведения выбрали Турин, где позиции футбола были наиболее прочные. Три из четырех участников чемпионата представляли город-организатор (это бы ли уже упомянутые выше "Интернационале", "Торинезе" и "Джиннастика Торино"), но победил четвертый клуб - "Дженоа", который почти целиком состоял из англичан, с которыми итальянцам состязаться пока еще было бесполезно.
А что же ювентийцы? Они наблюдали за этим турниром с трибун. Их еще считали "салагами".
1905-ГОД ПЕРВОГО СКУДЕТТО
Дебют "Ювентуса" в чемпионате состоялся 11 марта 1900 года. Студенты сражались против "Торинезе" достойно, но уступили - 0:1. И на том их эпопея закончилась: в следующий круг (первенство разыгрывалось уже в несколько этапов) они не прошли.
Но опыт накапливался, и с каждым годом "Ювентус" осваивался и утверждался в итальянском футболе. В 1901 году он крепко побил "старшего брата" - "Джиннастику Торино" - 5:0, но затем уступил в полуфинале "Милану" (2:3). В 1902-м опередил в своей группе две команды, но уступил третьей -"Торинезе". А в 1903-м сделал еще шаг вперед - добрался до финала, где проиграл матерым англичанам из "Дженоа". Это был первый сезон, когда "Ювентус" облачился в привычную для нас сейчас черно-белую форму. Ее подарил в знак уважения к задиристым юнцам английский клуб "Ноттс Каунти" - и с тех пор она к ювентийцам приросла навечно.
В 1904-м "Ювентус" и "Дженоа" вновь схлестнулись в финале. И на этот раз победу одержали генуэзцы, но теперь уже благодаря одному-единственному мячу. Стало ясно, что стоит еще немного поднажать - и чемпионский титул никуда не уйдет.
Вскоре в клуб влилось много новых членов - квалифицированных футболистов, преимущественно из Швейцарии. Это сильно сказалось на повышении благосостояния "Ювентуса". И в 1905 году с третьей попытки, черно-белые наконец одолели "Дженоа" и завоевали свой первый скудетто.
ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ
"Ювентус" так стремительно набирал силу, что все увидели в нем нарождающегося лидера "кальчо". Но сразу же после завоевания первого скудетто в жизни клуба произошел катаклизм, который прервал поступательное движение вперед и заставил начинать восхождение заново.
1906-й - это год Великого Раскола, год зарождения великого противостояния двух клубов - "Ювентуса" и "Торино".
Всю кашу заварил Альфреде Дик - личность весьма противоречивая. Швейцарский коммерсант стал президентом "Ювентуса". Собственно. его предприимчивость и проложила путь к первому успеху. Но Дик явно опережал свое время: он был твердо намерен идти по дороге коммерциализации клуба и даже сменить его название. Эти устремления не нашли поддержки у рядовых членов клуба, которые, по-прежнему храня в себе дух романтизма, усмотрели посягательство на священные устои.
Дик не нашел взаимопонимания со старожилами и вынужден был уйти. Но он не просто ушел, а совершил целую революцию. Получив от ворот поворот в "Ювентусе". Дик на базе "Торинезе" создал новый клуб - "Торино", усилив его несколькими перебежчиками из "Юве".
Бегство Дика дорого обошлось "Ювентусу". На долгие годы он был отброшен в тень - в общую массу итальянских клубов, которые в годы, предшествовавшие мировой войне и особенно в первые послевоенные годы, начали создаваться в изобилии.
ПОД ОПЕКОЙ АНЬЕЛЛИ
Новый толчок к восхождению "Ювентуса" на вершину кальчо дало взятие клуба под опеку семейством Аньелли, владевшим концерном ФИАТ. Это был 1923 год, и с этого момента "Юве" стал восприниматься как часть знаменитой автомобильной империи. Главой семейства тогда был адвокат Эдоардо Аньелли. Первым делом он вложил деньги в построение нового стадиона. Возведенный из железобетона на лугу Марсилия и рассчитанный на 5 тысяч мест что для того времени было очень большим показателем, он стал гордостью клуба. Естественно. магнат не поскупился и на покупку звезд. Плоды усилий появились на четвертый год правления Аньелли: в 1926 году "Ювентус" завоевал второй в своей истории скудетто, но для этого пришлось в упорнейшей трехраундовой битве одолеть "Болонью".
На заре существования "Ювентуса" в клубе выступало несколько колоритных футболистов, легенды о которых дошли до наших дней. Например, в самом первом матче чемпионата Италии, сыгранном "Юве" (том самом, в 1900 году против "Торинезе"), играл 11- летний(!) Эрнесто Борель, сын которого Феличе Борель , впоследствии стал знаменитым бомбардиром.
А душой той команды, которая принесла "Ювентусу" первый чемпионский титул в 1905 году был вратарь по фамилии Дуранте, который не только хорошо ловил мячи, но и веселил публику. Обладавший длиннющими усами, Дуранте всякий раз, когда его партнеров судья наказывал штрафным, поворачивался к зрителям и притворно-страдальческим голосом восклицал: "Я взываю к народу!" Народ же надрывался от хохота, а когда в воротах Дуранте оказывался мяч, подтрунивал над ним: "Зарисуй это!", намекая на то, что голкипер по профессии был художником.
Преемник Дуранте Джованни Джаконе, который защищал ворота клуба в начале 20-х годов, вошел в историю как первый футболист делегированный "Ювентусом" в сборную Италии.
Затем свое вратарское искусство в играх за "Ювентус" показывал Джампьеро Комби - одна из ярчайших звезд Италии в первой половине века. Комби, а также пара нападающих Хирцер - Вояк (первый был уроженцем Венгрии, второй - Польши) явились вдохновителями скудетто 1926 года.
Чуть позже был приобретен нападающий Марио Варльен, чьей отличительной особенностью было то, что он пробегал стометровку за 11,2 секунды. Это был результат который показывали только самые лучшие спринтеры того времени.
ПЯТЬ ЛЕТ ГЕГЕМОНИИ
Приход к власти Бенито Муссолини на какое-то время оказал на "Ювентус" негативное воздействие. Фашисты ввели в футболе свои законы: потребовали отказаться от легионеров из Европы и вместе с тем открыли дорогу в итальянские клубы "ориунди" - игрокам из Латинской Америки, у которых обнаруживались итальянские корни. "Ювентусу" пришлось, таким образом, отказаться от своего лидера Хирцера, что ослабило потенциал команды. Но черно-белые быстро перестроились на новые веяния. Сделав ставку на пару аргентинских "ориунди" -"Мумо" Орси и Луиса Монти, они попали в точку Монти при первом взгляде на него вызывал саркастическую усмешку - человек "квадратного" телосложения, как будто страдающий от избытка веса, он абсолютно не был похож на футболиста. Но своей игрой Монти опровергал все досужие предположения: много лет он не знал себе равных в Италии среди полузащитников.
Интересно, что "подбором кадров" несколько десятилетий подряд (вплоть до 60-х годов) в "Ювентусе" занимался барон Маццонис - своего рода "последний из могикан". Он, единственный участник исторического заседания в доме Канфари в 1897 году, продолжавший доблестно служить "Ювентусу", был легендой клуба - примерно как Николай Старостин в "Спартаке". Ну а о том, каким селекционером был барон, можно судить уже по блестящей пятилетке с 1931-го по 1935 годы, когда "Ювентус" никому не уступал чемпионский титул. Тренером команды в эти золотые годы был Карло Каркано, которого, кстати, также привел Маццонис.
ПРИХОД АДВОКАТА
Последнее, 5-е скудетто из этой великолепной серии совпало по времени с трагической и загадочной смертью Эдоардо Аньелли, который был найден мертвым в июле 1935 года на капоте своей машины, когда возвращался домой из Генуи. После этого семья Аньелли на время отошла от "Ювентуса". Точнее, почти отошла. Смерть отца Эдоардо застала его наследника Джанни 15-летним подростком. но близость к "Ювентусу" у того была уже в крови: будущий Адвокат (это прозвище тоже перешло к нему по наследству от отца) признавался впоследствии, что самым ярким впечатлением из его детства была презентация Хирцера. на которую отец взял его с собой, когда ему было 5 лет.
Естественно, Джанни был еще слишком молод, чтобы взвалить на себя бремя президентства в клубе. Но делегация, возглавляемая бароном Маццонисом, пошла на прием к пребывавшему в здравии сенатору Джованни Аньелли, отцу Эдоардо и деду Джанни, с единственной просьбой: чтобы обеспечить непрерывность династии, было необходимо, чтобы Джанни, хотя бы формально, присутствовал на заседаниях администрации клуба. Джанни добросовестно сидел и зевал от скуки, в то время, как шло обсуждение тех или иных вопросов стратегии "Ювентуса". Часто ему казалось, что он зря теряет время. Но прошли годы - и Джанни вольно или невольно приобрел опыт, и, когда пришел черед ему принимать клуб, он, будучи еще довольно молодым человеком, уже умел принимать мудрые и взвешенные решения.
За три четверти века правления Аньелли было несколько периодов, когда семья по разным причинам ослабляла свое влияние на жизнедеятельность клуба. И всякий раз отражалось на результатах: в периоды "безвременья" удачи обходили "Ювентус" стороной. Стоило же династии вновь более плотно заняться делами, как все возвращалось на круги своя.
Возмужавший Джанни Аньелли стал президентом "Ювентуса" в 1947 году, когда черно-белые обходились без чемпионства уже 12 лет (все время, прошедшее после смерти Эдоардо). То были годы непререкаемой гегемонии Великого "Торино", обыграть который было невозможно. Прервать безраздельное царствование этого клуба, в свое время отпочковавшегося от "Юве" стараниями Альфреде Дика, смогла только трагедия: великая команда, как известно, в полном составе погибла 4 мая 1949 года в авиакатастрофе. Джанни Аньелли первым примчался на место происшествия и прямо там провозгласил: "Скоро в Турине снова появится великая команда"! Адвокат быстро смекнул, что это и есть его шанс. Усилив состав шестью новыми игроками во главе с датскими форвардами Ионом Хансеном и Карлом-0ге Прастом, он не поленился слетать в Англию к будущему президенту ФИФА Стоили Роузу, чтобы тот помог найти квалифицированного тренера на родине футбола. Роуз назвал имя Джесси Карвера, который получил строгий наказ энергичного президента "Ювентуса": "Мы поменяли состав, теперь нужно поставить игру. Ждать больше нельзя, надо побеждать немедленно!" Наказ был выполнен - в 1950 году черно-белые вернули наконец себе чемпионство.
СТАРИК ХОТТАБЫЧ ПРОТИВ "ЮВЕ"
В золотом сезоне-49/50 "Ювентус" забил ровно 100 мячей. Блестящая результативность. но пришедший к финишу вторым "Милан" со своим шведским трио Гре-Но-Ли забил еще больше - 118. Матч между этими командами в Турине стал из ряда вон выходящим событием. Он состоялся 5 февраля 1950 года в дождливую погоду, которая считалась предпочтительной для атлетичных миланских шведов. На 13-й минуте Ион Хансен открыл счет для "Ювентуса". А дальше началось светопреставление. Словно на трибунах появился Старик Хоттабыч, одетый в красно-черные цвета "Милана". Шведское трио вдруг начало разрывать оборону "Ювентуса" с необыкновенной легкостью. Нордаль, Грен, Лидхольм и снова Нордаль на глазах 50 тысяч шокированных зрителей забили один за другим четыре мяча. Обезумевший защитник Парола ударил по ноге Нордаля и был удален с поля. Оставшийся вдесятером "Ювентус" пропустил еще три мяча. С тех пор результат того матча - 1:7 - позорным бременем висит над черно-белыми. даже несмотря на то, что он никак не повлиял на исход борьбы за скудетто. Отрыв "Ювентуса" от "Милана" после этого фиаско сократился до одного очка. Но оно подействовало на команду весьма отрезвляюще: разозлившийся "Юве" одержал вслед за этим восемь побед подряд и снова ушел в отрыв.
Интересно, что весной нынешнего года "Ювентус" и "Милан" едва не совершили рокировку Теперь уже "Юве" обыграл в гостях маститого соперника со счетом 6: 1. Для того. чтобы полностью смыть позор полувековой давности, не хватило одного гола.
1958 ГОД: ПЕРВАЯ ЗВЕЗДОЧКА
Скудетто 1950 года, восьмое по счету в истории клуба. называется самым ярким. самым убедительным 113 всех. По крайней мере, по мнению Джампьеро Бониперти. А ему, своеобразному символу клуба, верить можно. Ибо, никто не был причастен к успехам клуба в такой мере, как Бониперти. Он помог завоевать "Ювентусу" 5 чемпионских титулов как игрок и затем еще 9 - как президент 14 скудетто для одного человека - это рекорд не только по меркам клуба, но и по меркам всего итальянского футбола.
И еще скудетто 1950 года приобрел значимость тем, что открыл новый победный цикл команды. С тех пор на протяжении долгого времени - вплоть до 1986 года -Юве" устойчиво пребывал в элите, и если и выпуская титул из своих рук, то ненадолго.
Один их таких немногих провалов пришелся на 1954-57 годы, когда "Ювентус" опять на время "осиротел". В 1954 году Джанни Аньелли был востребован фиатом. став первым человеком в семье (этого требовали правила династии). На заседании совета клуба он объявил, что покидает пост президента, а взамен себя оставляет своего младшего брата Умберто, который не мог сразу приступить к президентским обязанностям по причине прохождения воинской службы, но должен был представлять семью в совете клуба. Однако скромные результаты (7-е и два 9-х места) внесли свои коррективы. Умберто пришлось в срочном порядке завязывать с кавалерией и переключаться на футбол. В 1957 году, в возрасте 21 года, он был назначен на президентский пост И опять чудесным образом моментально пришел успех - весной 1958-го "Юве" уже снова достиг финиша первым. Это было десятое скудетто, и оно давало право на ношение звездочки на груди.
ТРЮК СИВОРИ НЕ ПРОШЕЛ
Скудетто 1961 года вошло и историю скандальным матчем с "Интером". Миланцы, возглавляемые недавно скончавшимся Эленио Эррерой шли в лидерах весь первый круг. Но весной "Ювентус" опередил их. К моменту личной встречи в Турине он опережал соперника на 4 очка. Атмосфера на трибунах была накалена, тифози подступили даже к самой бровке, плотным кольцом окружив поле. Примерно через полчаса после начала игры судья Гамбаротта внял настойчивым просьбам "интеристов". утверждавших, что играть в таких условиях нельзя, и прервал матч. Дисциплинарная комиссия Лиги засчитала "Ювентусу" техническое поражение. Однако более высокая инстанция приняла апелляцию клуба и постановила переиграть матч. К дню переигровки - 3 июня 1961 года - уже было ясно. что "Интеру" ни при каких обстоятельствах не догнать "Ювентус", однако его руководители решили пойти на принцип и отправили в Турин молодежью команду (в которой, кстати, находился Сандро Маццола). "Юве" не проявил ни малейшего снисхождения к юниорам -9:1! Аргентинец Омар Сивори решил воспользоваться случаем и пополнить свой голевой запас в борьбе за титул короля бомбардиров. Это имело и чисто финансовый аспект: лучшему бомбардиру чемпионата тогда платили премию в миллион лир. Сивори забил 6 голов, попутно повторив рекорд Италии, но главное - сравнялся по голам с Серджо Бригенти из "Сампдории". Оба пришли к финишу с 26 голами и должны были разделить премию. Но Умберто Аньелли благородно лишил своего форварда "халявы": он ходатайствовал, чтобы все деньги достались Бригенти.
Матч с "Интером" вместил в себя много событий. В частности. попрощался с футболом Бониперти, который, наверное, был не очень рад увенчать свою 15-летнюю карьеру футболиста таким странным поединком. Он мог бы поиграть еще, но помешали его испортившиеся отношения с Сивори, у которого был не очень приятный характер. В 1971 году, после того, как Умберто Аньелли вслед за своим старшим братом всецело занялся делами ФИАТа и отошел от клуба, Бониперти занял пост президента, на котором пробыл до 1994-го.
Пьеро МАНЬИ - СУПЕРУНИВЕРСАЛ
Фамилия этого человека ничего не говорит даже тем, кто считает себя болельщиком "Ювентуса". Между тем Пьеро Маньи - обладатель удивительного достижения. Он выступал за клуб в 40-х годах, и его стаж насчитывает всего-то 106 игр. Но он умудрился поиграть на 10 различных позициях, включая вратарскую, и, соответственно. поносить 10 разных номеров (надо сказать, что номер, выдаваемый игроку тогда строго соответствовал его амплуа). И расклад, что интересно, у него относительно ровный. Маньи играл:
вратарем -1 матч, правым защитником -15, левым защитником - 3, правым полузащитником - 5, левым полузащитником - 11, правым крайним форвардом - 8, правым инсайдом -15, центрфорвардом - 8, левым инсайдом -15, левым крайним форвардом - 25.
Можно было бы предположить. что единственный случай, когда Маньи пришлось занять место в воротах, был связан с экстренной необходимостью. Основной голкипер вполне мог по ходу игры получить травму, а поскольку замены тогда не были разрешены, его обязанности вынужден был бы выполнять кто-то из коллег в поле. Но - ничего подобного! Маньи. номинально полевой игрок. был сознательно с самого начала матча заявлен как голкипер. Основной вратарь "Ювентуса" Сентименти в тот день - 13 декабря 1942 года - действительно не мог по состоянию здоровья выйти на поле. Но в распоряжении у тренера Феличе Бореля был его дублер. Наставник, однако, почему-то сделал выбор в пользу Маньи. И тот не подкачал - пропустил всего 1 мяч. "Ювентус" сыграл в гостях с "Триестиной" вничью - 1:1. А вот когда эти команды встретились вновь во втором круге (на сей раз в Турине), Маньи появился уже на левом краю нападения. И мало того - забил 4 мяча! Видимо, игроки "Триестины" были ошарашены таким перевоплощением.
Из приведенного выше списка явствует что только номер 5 (соответствовавший амплуа центрального полузащитника) остался вне досягаемости Маньи. Но только потому, что он был надежно закреплен за одним из лидеров - Карлетто Паролой, который играл без травм и дисквалификаций.
Но этот пробел суперуниверсал моментально устранил, как только перешел в другой клуб - "Дженоа". 26 февраля 1950 года он вышел в его составе с "пятеркой" на спине. Догадываетесь, кто был в тот день соперником "Дженоа"? Конечно, "Ювентус".
Итак, Пьеро Маньи установил уникальный рекорд: он поиграл на всех позициях без исключения. Из футболистов последующих поколений ближе всех к нему приблизился другой ювентиец (а ныне игрок "Болоньи") Джанкарло Марокки. На его счету - девять использованных номеров.
Впрочем, традиция, при которой номера у футболистов непременно соответствовали их амплуа, ушла в прошлое. И вместе с тем курьез Пьеро Маньи уже никогда не повторится.
1973: СКУДЕТТО, ЗАВОЕВАННОЕ ЗА ТРИ МИНУТЫ ДО КОНЦА
Если насчет того, когда у "Ювентуса" была самая сильная команда - в 30-х годах, в 50-х или в новые времена, при Трапаттони или при Липпи, - единого мнения нет и, пожалуй, быть не может Но когда речь заходит о самом драматичном скудетто, никаких споров не возникает. Борьба за чемпионский титул весной 1973 года проходила по такому головокружительному сценарию, что решающего перевеса над конкурентами "Юве" добился лишь в последние три минуты!
Перед последним туром соотношение сил в лидирующей группе было таким: "Милан" - 44 очка. "Ювентус" и "Лацио" - по 43. Все три клуба свои заключительные матчи проводили на выезде: "Милан" - против "Вероны". "Ювентус" - против "Ромы", "Лацио" - против "Наполи". Казалось бы, шансы миланцев были предпочтительней. Но за три дня до решающего тура красно-черные одержали труднейшую (и не вполне заслуженную) победу в финале Кубка кубков с "Лидсом". Они не сумели восстановить свои силы. "Разобранный" "Милан", хотя и старался изо всех сил, все же уступил - 3:5.
"Ювентусу", впрочем, это до поры до времени не помогало. К перерыву (все три матча игрались одновременно) он проигрывал "Роме" -0:1. "Лацио" же удерживал нулевую ничью с "Наполи". Таким образом, после первого тайма турнирная ситуация стала еще более неблагоприятной для черно-белых: "Милан" и "Лацио" - по 44 очка. "Ювентус" - 43.
И только затем, словно по мановению волшебной палочки, все стало складываться в пользу "Старой Синьоры". Сначала ветеран Альтафини забивает в Риме ответный гол - 1:1, и, таким образом, все три команды сравниваются по очкам. Остаются считанные минуты до финиша, а троевластие сохраняется. Все ждут развязки. И она наступает на 87-й минуте. Куккуреду отправляет в сетку "Ромы" второй мяч. Вместе с тем приходит сообщение из Вероны. где при счете 4:3 хозяева забивают пятый мяч и окончательно добивают "Милан". Про гол Куккуреду узнают в Неаполе. где "Лацио" бросает все силы на отчаянный штурм и пропускает контратаку - 0:1. Окончательный итог: "Ювентус" - 45 очков, "Милан" - 44, "Лацио" - 43. Чем не рулетка?
ПУТЬ ДЛЯ ПЛАТИНИ ПРОТОРИЛ БРЭЙДИ
Величайшим иностранным футболистом, выступавшим когда-либо за "Ювентус", признан Мишель Платини. В лучах его славы как-то потерялся другой ас, которому "Юве" также многим обязан и который был непосредственным предшественником Платини - ирландец Лиам Брэйди.
1980-й был годом больших перемен в итальянском футболе. Гигантский скандал. связанный с коррупцией, потряс его основы. Зрители ушли со стадионов. Нужно было срочно что-то изобрести, чтобы вернуть их и избавиться от охватившей всех депрессии. Выход был найден в отмене запрета на иностранцев, который действовал почти полтора десятка лет Впервые клубам серии А было разрешено усилиться легионерами.
"Ювентус" остановил свой выбор на Брэйди, выступавшем за лондонский "Арсенал". И, как показали дальнейшие события, не прогадал. Брэйди развенчал легенду о том, что британские игроки якобы не в состоянии адаптироваться к "кальчо". Ирландец освоился моментально. Сменив Фабио Капелло в роли диспетчера команды, Брэйди умел задавать в игре желанный для "Ювентуса" ритм. В каждом его действии ощущалась железная логика, а не очень высокая скорость компенсировалась филигранной точностью передач.
Брэйди провел в "Ювентусе" два сезона, и оба раза чемпионский титул доставался этому клубу. А затем "Старая Синьора" в лице Джанни Аньелли добровольно отказалась от его услуг. Казалось, это был нонсенс. Но Адвокат проявил гениальную расчетливость: он отказался от большого ради великого, хотя Мишель Платини - а речь идет о нем - еще не был "посвящен" в касту великих. В апреле 1982 года Аньелли сообщил о своей договоренности с французом. Соответственно, Брэйди объявили о том, что контракт с ним не будет продлен.
До конца чемпионата оставалось три тура. "Ювентус" вел упорную борьбу за скудетто с "Фиорентиной". Другой бы на месте Брэйди. получив обидную весть, плюнул бы на все и доиграл, как придется. Однако он показал себя настоящим джентльменом и в решающих матчах сделал все для того. чтобы титул остался у "Юве". В последней игре с "Катандзаро" все решал пенальти, назначенный в ворота соперника. Штатным пенальтистом в команде был Брэйди, но эта игра для него - прощальная. Сможет ли он проявить максимум концентрации или лучше доверить бить другому? Наверное, такая мысль пришла в голову сидевшему на скамейке Джованни Трапаттони. Брэйди развеял его сомнения сам - уверенно подошел к отметке и четко пробил в угол, подарив "Ювентусу" второе подряд скудетто и оставив в клубе очень добрую память о себе.
ГАЛЕРЕЯ ЗНАМЕНИТЫХ "ДЕСЯТОК": ОТ ХИРЦЕРА ДО ДЕЛЬ ПЬЕРО
История "Ювентуса" - это история его "десяток". Так сложилось, что испокон веку игроки, выполнявшие определяющую роль в клубе, решавшие его судьбу легендарные и самые обожаемые болельщиками, - все носили майку с номером 10. "Десятка" для "Юве" - нечто большее, чем просто номер. Это - символ, утверждаемый многими десятилетиями. Любой. кто ее надевает моментально начинает осознавать громадный груз ответственности за судьбу клуба.
Эта традиция, пожалуй, берет свое начало с Ференца Хирцера - ярчайшей звезды итальянского футбола, которому злой волей политиков был суждено сверкать очень недолго. Хирцер, игрок сборной Венгрии, появился в "Ювентусе" в 1925 году когда ему было 23 года. Его техника сводила всех с ума. За два года он в 42 играх забил ровно полсотни мячей. Но в 1927 году фашистские власти приняли дискриминационный закон: всем иностранцам надлежало расчистить дорогу для "ориунди". Хирцер был из числа "непородистых" легионеров и подвергся принудительному изгнанию из Италии. Даже великолепная игра его не спасла. Для фанатов "Юве" это стало настоящей трагедией.
В 30-е годы майку с номером 10 надел Джованни Феррари. Один из столпов сборной Италии - чемпиона мира 1934 и 1938 годов, он долгое время единолично владел рекордом Италии по числу завоеванных скудетто. Он становился чемпионом 8 раз, причем в составе трех разных команд - "Ювентуса", "Интера" и "Болоньи". Только в 80-х годах с ним сравнялся Беппе Фурино, который все 8 раз побеждал с "Ювентусом". Но учитывая все выигранные титулы, Феррари до сих пор считается самым удачливым итальянским футболистом всех времен.
После войны в "Ювентусе" наступила эпоха Иона Хансена. В 50-е годы игра команды строилась вокруг группы датских игроков, и он был их предводителем. Первой почувствовала на себе силу этого футболиста сборная Италии, которая уступила датчанам 3:5. Ион Хансен в той игре забил 4 мяча и, естественно, сразу же вызвал вокруг себя ажиотаж со стороны итальянских клубов. Аньелли увел его буквально из-под носа у "Торино". Для этого ему пришлось напрячь все свои "фиатовские" связи в Скандинавии. Поначалу дела у новобранца шли в "Ювентусе" неважно, и Аньелли даже спрашивал у тренера "Скуадры адзурры" Витторио Поццо: а тот ли это игрок, который забил вам 4 мяча. или мне подсунули другого? Но время пришло, и Ион Хансен (рядом с которым играл его однофамилец Карл Хансен) раскрылся с наилучшей стороны, забив в серии А 124 гола и оставив о себе воспоминание как об одном из самых лучших специалистов по игре головой в истории итальянских чемпионатов.
На рубеже 50-60-х годов "десятка" принадлежала легендарному аргентинцу Омару Сивори. которого многие считают предшественником Марадоны (еще и потому что Сивори тоже был левша). При всех своих очевидных достоинствах Сивори отличался невыдержанностью и ярко выраженным индивидуализмом. Это в конце концов привело к тому, что тренер Эриберто Эррера волевым решением отобрал у Сивори "десятку" и отдал ее бразильцу Синезиньо, который в большей степени играл на команду.
70-е годы были временем Фабио Капелло. Эта "десятка" была уже совершенно не похожа на Хансена или Сивори: Капелло играл с гораздо большей оглядкой на собственные тылы, расчетливо, строго, дисциплинированно, стараясь лишний раз не рисковать. В 80-е годы, после непродолжительного периода, когда "десятка" принадлежала Лиаму Брэйди, наступил "золотой век" Мишеля Платини, продлившийся 5 лет. Превзойти Платини кому - либо будет крайне сложно. Александр Заваров, которому француз передал заветную майку, ношу не потянул. Память о Платини была так свежа, а ностальгия по нему так остра, что Заваров стал жертвой постоянных сравнений с французом.
Роберто Баджо, как и Заваров, - футболист грандиозного таланта и при большей работе над собой мог бы стать вровень с Платини. Но и он не оправдал ожиданий. Четыре сезона Баджо, никак не мог вернуть "Ювентусу" титул чемпиона. На пятый год его пребывания в команде, долгожданное событие все же произошло, но Баджо фактически оказался в стороне от этой победы, поскольку большую часть сезона пропустил из-за травмы. А когда вернулся в строй, выяснилось, что команде он уже как бы не нужен: юный Алессандро Дель Пьеро так врос в "десятку", пока не было Баджо, что назад ее забирать не стали. Но у Дель Пьеро еще все впереди, и будущее покажет на что он в действительности способен.
Эпоха Марчелло Липпи
Первое пришествие
Когда в 1994 году в "Ювентус" пришел малоизвестный тренер Марчелло Липпи, вряд ли кто-то предполагал, что именно ему суждено будет возвратить "Старой Синьоре" былое величие.
Хотя начиналось все немного раньше. В начале 90-х, справившись, наконец, с лихорадкой, охватившей клуб после ухода поколения Платини, "Ювентус" собрал под свои знамена блистательных мастеров. Баджо, Виалли, Раванелли - эти имена наводили ужас на всю футбольную Италию. Но… крупных успехов так и не было. Последнее скудетто, завоеванное клубом, датировалось аж 1986 годом. Дважды в сезонах 1991-92 и 1993-94 "Старая Синьора" останавливалась всего в шаге от заветного чемпионства, оставаясь за спиной великолепного "Милана". Казалось, второе место при "живом" "Милане" - это предел. И все же та команда была способна на большее, к тому времени окончательно созрев для того, чтобы свергнуть с трона своих извечных конкурентов. Доказательство тому - выигранный в 1993 году Кубок УЕФА, оказавшийся своеобразной предтечей будущих успехов. Этот трофей, не самый яркий и не самый ценный в истории клуба, стал для многих началом возрождения клуба. До больших побед оставалось всего чуть-чуть. Не хватало лишь человека, способного повести команду к вершине. Таким человеком и стал Липпи.
Липпи был встречен в "Ювентусе" с недоверием. Конечно, 6 место со скромным "Наполи" и 8 с не менее скромной "Аталантой" - это успехи, но скорее локального характера. В "Юве" же от Липпи ждали совсем другого - не места в зоне УЕФА, а чего-то более существенного.
Первый же сезон в Турине стал ответом многочисленным скептикам. Спустя 9 лет "Старая Синьора" сумела завоевать вожделенное скудетто, опередив ближайших преследователей "Парму" и "Лацио" на 10 очков, и выйти в финал Кубка УЕФА, где уступила соотечественникам из всё той же "Пармы".
Сезон 1994-95 для футбола во многом оказался переломным. Именно в этом футбольном году была введена система подсчета очков, при которой за победу присуждалось три очка вместо двух, как было ранее. Подобные новшества застали большинство клубов врасплох - ведь теперь ничья, приносившая всего 1 очко, зачастую была равноценна поражению. Пожалуй, "Ювентус" оказался единственной командой на Апеннинах, сумевшей в кратчайшие сроки приспособиться к новой системе. Играть только на победу и не бояться проиграть - вот главный девиз "Юве" в том сезоне, девиз, ставший в итоге победоносным. 7 поражений и всего 4 ничьих - таковы результаты чемпиона Италии образца 1995 года. Для сравнения - спустя 8 лет, когда трехочковая система уже давно стала восприниматься как данность, завоевавший свое 27 скудетто "Ювентус" при 4 поражениях имел 9 ничьих.
Но, несмотря на все "но", скудетто в сезоне 1994-95 было абсолютно заслуженной наградой команде, шедшей к нему долгим и тернистым путем. По сути, оно символизировало собой закат одной великой команды и рождение другой. На смену Великому "Милану" начала 90-х пришел Великий "Ювентус" середины 90-х. И хотя в следующем сезоне "Милан" на время отвоевал утраченные позиции, с ощутимым перевесом выиграв первенство Италии, "Старую Синьору" ожидало прекрасное утешение в виде Кубка Чемпионов в руках капитана туринцев Джанлуки Виалли.
Та команда образца 1994-1996 годов с налетом романтизма, проповедовавшая столь несвойственный кальчо атакующий футбол, обладавшая одновременно и легкостью, и мощью, способная выиграть у "Ромы" 3:0, а уже в следующем матче проиграть с таким же счетом "Кальяри", или после более чем убедительной гостевой победы над "Фиорентиной" 4:1, с разгромным счетом 0:4 уступить в домашнем матче "Лацио", не могла просуществовать долго. И уже в сезоне 1996-97 был сделан значительный шаг в сторону прагматизма. Этот сезон стал для "Юве" особым. Именно тогда у Липпи обнаружились две феноменальные способности, во многом повлиявшие на облик команды в последующие несколько лет. Во-первых, он совершенно не боялся терять основных игроков. Это удивительное качество проявилось еще сезоном ранее, когда Липпи без тени сомнения расстался с Роберто Баджо, поставив на восходящую звезду Алессандро Дель Пьеро, и, как показало будущее, после ухода главной звезды Турина сумел сделать "Ювентус" еще сильнее. Нечто подобное произошло и в 1996 году. Казалось, уход Раванелли и Виалли - это катастрофа, ведь клуб в одночасье лишился двух основных форвардов, в течение длительного времени определявших игру команды. Но, как ни странно, появление в команде новых игроков сумело компенсировать эти потери и помогло "Старой Синьоре" засверкать новыми красками.
Во-вторых, Липпи как никто другой умел зажигать звезды на футбольном небосклоне, отыскивая в небольших клубах настоящие таланты, способные со временем вырасти в выдающихся игроков. Такими хотя и перспективными, но все же не очень известными в широких футбольных кругах талантами и были пришедшие в клуб в1996 году Кристиан Вьери и Зинедин Зидан, футболисты, не просто заблиставшие в Турине, но и впоследствии ставшие знаковыми фигурами своего времени.
Этот сезон был примечателен еще и тем, что именно тогда к "Ювентусу" прочно прикрепилось звание "футбольной машины", сметавшей все на своем пути. Титулы сыпались в копилку "Старой Синьоры" с пугающей скоростью - очередное, хотя и завоеванное в упорной борьбе скудетто, Суперкубок Европы, выигранный у "ПСЖ" по сумме 2 матчей с разгромным счетом 9:2, Межконтинентальный Кубок… А еще историческая победа над "Миланом" 6:1, а через 2 дня убедительная победа в Амстердаме над своим соперником по финалу Лиги Чемпионов "Аяксом" 2:1, подкрепленная через 2 недели еще более убедительным домашним результатом 4:1. Складывалось впечатление, что эту команду не может остановить ничто. Тем более обескураживающим выглядит поражение в финале Лиги Чемпионов от дортмундской "Боруссии" 1:3. Тогда этот результат воспринимался как локальная неудача, объяснявшаяся усталостью команды, сражавшейся на два фронта. Кто знал, что история повторится еще не раз.
Следующий сезон получился во многом похожим на предыдущий. "Юве" без сожаления расстался с начинавшим набирать обороты Вьери. На смену ему пришел Филиппо Индзаги еще один молодой талант, которому суждено было раскрыться именно в Турине. В этом сезоне появился в клубе и Эдгар Давидс, сумевший, наконец, после нескольких тоскливых лет, проведенных в "Милане", реализовать свой могучий потенциал. Липпи разогнал туринскую "машину" до предела. Полной силой засияла звезда Зидана. Стал настоящим лидером и вожаком команды Дель Пьеро. "Старая Синьора" пусть и с меньшей, чем в предыдущие годы, легкостью выиграла скудетто и по привычке в блестящем стиле дошла до финала Лиги Чемпионов, финала, где снова проиграла по всем статьям, на этот раз мадридскому "Реалу". И опять объяснение нашли в крайне острой отнявшей все силы борьбе за титул чемпиона Италии. И опять проигрыш в финале, поражавший своей нелогичностью, виделся как недоразумение, которое вскоре можно будет исправить. Мало кто задумывался тогда, что вместе с финалом Кубка УЕФА это уже третий проигранный финал Липпи и что единственный свой финал команда, несмотря на подавляющее игровое преимущество, выиграла только по пенальти. Будущее "Ювентуса" представлялось безоблачным и светлым. Казалось, что уж следующий сезон все расставит по своим местам и Кубок Чемпионов обязательно вернется в Турин… Никто не мог предположить, что туринская сказка закончится так внезапно.
Сейчас уже сложно сказать, что именно послужило причиной кризиса, постигшего клуб в сезоне 1998-99 - то ли усталость после Чемпионата Мира-1998, то ли звездная болезнь, то ли травма Дель Пьеро, выбившая его из строя более чем на полсезона, то ли обычный спад, происходящий с любой даже самой выдающейся командой. Неубедительное выступление в Лиге Чемпионов, безвольные поражения в Серии А и, как следствие, свободное падение по турнирной таблице все ниже и ниже, пустота и безразличие в глазах игроков, выходивших на поле - "Ювентус" образца 1998-99 напоминал лишь бледную тень самого себя всего годом ранее. Домашнее поражение от "Пармы" 2:4 стало последней каплей - Липпи подал в отставку. Поспешил? Погорячился? Возможно. Но факт остается фактом: один из самых ярких периодов в истории клуба, принесший 3 скудетто, Кубок Чемпионов, Суперкубок Европы, Межконтинентальный Кубок, Кубок Италии и 2 Суперкубка Италии, подошел к концу. Липпи отправился покорять миланский "Интер", а руководить "Ювентусом" пришел тренер с абсолютно иным взглядом на футбол - Карло Анчелотти.
"Безвременье"
Пожалуй, лучше всего характеризует работу Анчелотти в "Ювентусе" первое же испытание, выпавшее на долю его новой команды - полуфинал Лиги Чемпионов с "Манчестер Юнайтед". Первый матч закончился с приемлемым для туринцев ничейным результатом. А в ответном поединке, проходившем на домашней арене "Юве", при счете 2:0 "Старая Синьора" рассыпалась на части, в итоге уступив уже практически выигранный матч со счетом 2:3, и впервые за 4 года осталась без финала Лиги Чемпионов. В этом матче весь Анчелотти. Разве упущенное весной 2000 года скудетто - это не увеличенный до размеров целого сезона матч с "МЮ"? Колоссальное очковое преимущество над главным конкурентом "Лацио", бездарно растерянное на финише чемпионской гонки - разве это не те же 2:0, обернувшиеся с финальным свистком судьи катастрофическими 2:3? Похожая ситуация сложилась и в следующем сезоне, когда "Ювентус" также концовке уступил скудетто, на этот раз другому римскому клубу "Роме". Безвольная игра, отсутствие характера, неумение выигрывать важные матчи - вот команда, которую создал Анчелотти. Привив "Ювентусу" оборонительный стиль игры, заставив футболистов играть исключительно в защитный футбол, Анчелотти получил пресную, скучную команду, больше всего напоминавшую болото. Команду, игроки которой выходили на поле скорее мучить себя и зрителей, а не играть в футбол. Шутка ли - у клуба, имевшего в своем распоряжении Зидана и Дель Пьеро, в сезоне 1999-2000 в графе "Забитые мячи" стояла скромная цифра 46.
Но если в Серии А подобный подход позволял "Юве" более менее держаться на плаву, то европейские выступления "Старой Синьоры" показали всю ущербность стиля Анчелотти. Позорные поражения от "Сельты" в Кубке УЕФА 0:4 и от "Гамбурга" с "Панатинаикосом" в Лиге Чемпионов с одинаковым счетом 1:3 - вот и все, чем успел запомниться Анчелотти "ювентийского" периода на европейской арене.
Наверно, единственный плюс работы папы Карло в Турине заключается в том, что "Ювентус" так ничего с ним и не выиграл. Отсутствие крупных побед поставило вопрос об отставке Анчелотти и поиске нового тренера. Неожиданно для многих всплыла кандидатура Липпи, карьера которого в "Интере" сложилась не лучшим образом. Так спустя 2 года Липпи вернулся в Турин.
Триумфальное возвращение
Липпи предстояло строить новую команду почти с нуля. Ушли Индзаги и Зидан. Пришли Недвед, Буффон, Тюрам и Салас. Таких перемен клуб не знал уже давно. Те, кто ожидал от Липпи мгновенного успеха, были разочарованы. Не все получалось сразу. Неудачным оказалось выступление в Лиге Чемпионов. Шатким было положение и в первенстве Италии. Не могли заиграть в полную силу Недвед и Буффон. Но именно тут и проявилось главное отличие Липпи от Анчелотти. Команда, созданная Липпи, сумела преодолеть бесхарактерность, присущую команде Анчелотти, выгрызая победы даже там, где ситуация была близка к безнадежной, борясь за каждое очко и прибавляя тогда, когда, казалось, уже не было больше сил. Наградой этой команде, вовсе не безупречной и зачастую не показывавшей той игры, которой от нее ожидали, но закаленной в нелегких боях и обладавшей фантастической волей к победе, стало скудетто, завоеванное, а точнее выстраданное "Ювентусом" в столь знакомых Анчелотти условиях. Отквитав во втором круге огромный разрыв в очках, "Юве" в последнем туре вырвал первое место буквально из рук уже праздновавших победу футболистов "Интера".
Сезон 2002-2003 вышел в лучших традициях Липпи. Ко второму кругу команда вновь стала сравниваться с пресловутой "машиной". Феноменальные лидерские качества проявил Недвед. Чуть ли не в каждом матче чудеса вратарского мастерства демонстрировал Буффон. Лучший свой сезон за последние несколько лет провел Дель Пьеро. "Старая Синьора" наконец-то обрела мощь и чемпионскую уверенность. 27 в истории клуба скудетто было выиграно с явным преимуществом, как по игре, так и по очкам. И если годом ранее находились те, кто считал победу "Юве" в Чемпионате Италии случайной, то сейчас даже у болельщиков главных соперников туринского клуба отпали сомнения в том, что "Ювентус" заслужил свой очередной титул по праву.
По уже сложившейся традиции "Ювентус" дошел до финала Лиги Чемпионов, поочередно выбив из розыгрыша трех испанских грандов "Депортиво", "Барселону" и "Реал", причем домашнюю встречу с последним многие вообще называют лучшим матчем прошедшего сезона. По той же традиции финальный матч "Юве" проиграл - по пенальти "Милану", который по иронии судьбы вот уже несколько лет возглавляет никто иной, как Карло Анчелотти. Это был уже третий финал Лиги Чемпионов, проигранный "Ювентусом" при Липпи. Грустная закономерность… Кто-то считает, что все эти поражения никак не связаны между собой и каждый имеет свои собственные причины, кто-то - что Липпи, прекрасно знающий, как выигрывать двухматчевые противостояния, так и не научился побеждать в одноматчевых, каким и является финал Лиги Чемпионов. Ну а кто-то полагает, что команда каждый раз подходила к очередному проигранному финалу, либо истощив все силы в борьбе за скудетто, либо просто пресытившись победой в национальном первенстве и не имея достаточной мотивации - ведь единственный выигранный финал пришелся именно на тот год, когда "Юве" уступил первую строчку в турнирной таблице "Милану". А может быть, причина в том, что во всех проигранных финалах "Старая Синьора" считалась фаворитом, а эта навязанная окружающими роль, так уж сложилось исторически, редко приносила команде успех. Но каковы бы ни были причины, результат не может не удручать - Лига Чемпионов опять обошла Турин стороной, по-прежнему оставаясь для "Ювентуса" самой заветной целью.
Что же отличает нынешний "Ювентус" от команды 1994-1998? Во-первых, более бережное отношение к своим звездам. Если раньше команда, не задумываясь, могла расстаться с кем-либо из основных игроков, то теперь стабильность состава рассматривается как главный залог успеха. В свое первое пришествие каждый новый сезон Липпи, по сути, строил команду, отличную от предыдущей, постоянно вводя на ключевые роли новичков (достаточно вспомнить линию нападения, обновлявшуюся каждый год чуть ли не на 100%). Сейчас подобного клуб не допускает - новички вливаются в основной состав постепенно и играют не вместо ушедших звезд, а бок о бок с ними.
Еще одна отличительная черта этой команды - потрясающий командный дух и непревзойденное умение биться до последней секунды матча. Количество вытянутых на одном лишь характере матчей поистине впечатляет. Чего только стоят матчи Лиги Чемпионов с "Депортиво": в гостевой встрече, проигрывая по ходу матча 0:2, туринцы сумели таки спасти драгоценное очко, а в домашней, проигрывая 1:2, не только сравняли счет, но и на 93 минуте вырвали победу, ставшую пропуском в плей-офф.
Что ж, эпоха Липпи в "Ювентусе" продолжается. В этом сезоне "Ювентус", как обычно, сражается на 2 фронта, ведя борьбу как за скудетто, так и за Кубок Чемпионов. Кто-то, наверно, подумает, что "Старой Синьоре" следовало бы бросить все силы на неприступную Лигу Чемпионов, добровольно отказавшись от борьбы за третье подряд скудетто. Но не таков Липпи, тренер, который всегда стремится получить все, и возможно, именно поэтому год за годом добивается таких ошеломляющих успехов.
*История на момент 2004 года.
Вскоре она будет отредактирована и дополнена.